Аутизм у детей: 3 причины, более 10 симптомов, что это за болезнь, лечение (методы), диагностика, степени. Как определить аутизм и что делать

аутизм у детей

Аутизм — это собирательный термин для обозначения нарушения социальной адаптации ребенка, речевой функции и психического развития. Дети с такой патологией не могут построить нормальные взаимоотношения со сверстниками и избегают социальных контактов. Часто возникает неверное восприятие эмоций, поэтому аутисты живут в своем собственном мире, который трудно понять другим.

Существуют современные способы лечения, такие как поведенческая терапия и специальные программы. Они помогают социально адаптировать детей с аутизмом и значительно улучшить их жизнь. В международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) заболевание имеет код F84.

Содержание
  1. Что такое аутизм?
  2. Причины и факторы риска
  3. Генетические причины
  4. Развитие мозга
  5. Нарушение метаболизма
  6. Ранние признаки аутизма
  7. Основные симптомы болезни
  8. Нарушенное социальное взаимодействие
  9. Речь и общение
  10. Интересы и поведение
  11. Виды аутизма и сходные с ним заболевания
  12. Синдром Аспергера
  13. Синдром Саванта
  14. Атипичный аутизм
  15. Высокофункциональный аутизм
  16. Синдром Ретта
  17. Гиперактивные расстройства с умственной отсталостью и стереотипными движениями
  18. Обследование и диагностика
  19. Первичное обследование
  20. Специальные тесты
  21. Тесты на интеллект
  22. Оценка степени аутизма
  23. Тест для самостоятельного выявления аутизма
  24. Лечение
  25. Методы психотерапии и логопедия
  26. TEACCH
  27. Прикладной анализ поведения (ABA)
  28. Проект PLAY
  29. Тренировка самоконтроля и теория мышления
  30. Методика PECS
  31. Лекарства
  32. Альтернативные методы
  33. Что могут сделать родители
  34. Советы для школьников с аутизмом
  35. Течение болезни и прогноз
  36. Заключение
  37. Часто задаваемые вопросы

Что такое аутизм?

Ученые считают, что аутизм вызван нарушением психологического и эмоционального развития. Впоследствии это влияет на то, как ребенок ведет себя, общается, взаимодействует с другими людьми и воспринимает окружающую среду.

Поэтому аутизм еще называют расстройством обработки информации и восприятия. Этот термин говорит о том, что аутисты по-другому обрабатывают данные, которые они воспринимают в окружающей среде.

Такие дети активно избегают зрительного контакта, отказываются от физической близости и не реагируют на жесты и выражения лица. Они не понимают чувства других людей или неправильно истолковывают их. Поэтому аутисты больше интересуются объектами, чем людьми.

Одновременно нарушается развитие речи. Обычно такие дети начинают говорить очень поздно, иногда вообще не произносят ни слова. Типичные отклонения в их поведении: выполняют стереотипные, всегда одни и те же движения, которые регулярно повторяют. Попытки прервать ритуал вызывают недовольство.

Часто аутисты имеют узко ограниченные интересы, которым посвящают основную часть своего времени. Нередко они обладают необыкновенными способностями или талантами — например, в изобразительном искусстве или математике. В этом случае говорят об «островном таланте» или синдроме Саванта. Согласно статистике, около половины всех людей с необычными способностями являются аутистами.

ребенок читает книгу

Факты об болезни:

  • Из 1000 детей в среднем от 1 до 6 страдают аутизмом в раннем детстве.
  • Приблизительно в 70% заболевание сочетается с умственной недостаточностью.
  • Мальчики болеют гораздо чаще — в среднем на 4 пациента мужского пола приходится 1 девочка.

Причины и факторы риска

На сегодняшний день точно неизвестны причины аутистических расстройств. Высказывалось предположение о роли вакцинации, однако убедительных данных за эту теорию не представлено. Специалисты выделяют несколько факторов в развитии аутизма.

Генетические причины

Есть мнение, что аутичные расстройства вызваны изменениями в генетическом материале. Исследования с близнецами подтверждают эту теорию. Риск развития патологии в 50 раз выше у брата или сестры больного аутизмом.

Среди монозиготных близнецов в 90% случаев заболевание диагностировалось у обоих детей. У дизиготных близнецов, где второй родной брат или сестра страдали от аутизма, только в 23% случаев.

Ученые считают, что причина заболевания в дефектных генах. У 10-15% пациентов обнаруживают «хрупкую Х-хромосому». Ее наличие связывают с характерными когнитивными нарушениями.

Развитие мозга

Нарушение внутриутробного развития центральной нервной системы способно вызвать аутистические расстройства. Этому способствуют инфекции матери, воздействие радиации и токсических веществ во время беременности.

Определенную роль играет развитие нервной системы уже после рождения.

Например, у некоторых аутистов в течение первых лет жизни задняя часть мозга имеет больший объем, чем в норме. Ученые считают, что это влияет на обмен информацией и когнитивные способности.

Нарушение метаболизма

При аутизме выявляют более высокие уровни серотонина и дофамина, чем у обычных людей. Это обстоятельство используется для лечения данной патологии: например, рекомендуют антидепрессанты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина.

Ранние признаки аутизма

Первые признаки расстройства иногда заметны уже на первом году жизни. В раннем развитии ребенка отмечаются следующие особенности:

  • ограничено или вовсе нет зрительного контакта, нет социальной улыбки;
  • выражение лица обычно серьезное или нейтральное;
  • малыш не указывает на предметы или людей и не использует жесты;
  • нет общего внимания к родителям или другим людям;
  • в 16 месяцев не говорит ни одного слова;
  • отсутствие реакции, когда к ребенку обращаются по имени;
  • после 24 месяцев не говорит ни одного спонтанного или коммуникативного предложения из двух слов;
  • не играет в ролевые игры;
  • нет интереса к сверстникам;
  • зациклен на отдельных предметах (например, постоянно смотрит на вращающиеся колеса в игрушечных автомобилях);
  • демонстрирует странное азартное поведение (например, неоднократно упорядочивает и сортирует по размеру плюшевых зверей);
  • сильно сопротивляется любым переменам;
  • очень чувствителен к раздражителям (звуки, запахи, прикосновения, ткани, цвета и т. д.).

В таких случаях стоит посоветоваться с педиатром и при необходимости пройти психологическое обследование. Можно самостоятельно сделать скрининговый тест для выявления аутистических расстройств.

Основные симптомы болезни

Общими для аутичных людей являются следующие три характерные особенности:

  • отсутствие или недоразвитие социальных навыков;
  • нарушение речи и затруднения в общении;
  • стереотипность поведения, следование определенным ритуалам.

симптомы аутизма: недоразвитие, отсутствие социальных навыков, нарушение речи

Нарушенное социальное взаимодействие

Аутистам трудно строить отношения с окружающими их людьми. Они отличаются своим поведением еще в раннем детстве. По мере взросления дети с аутизмом не хотят вступать в дружеские отношения со сверстниками. Они скорее играют в одиночку, чем с другими детьми или родителями, любят проводить время с определенными игрушками или предметами.

Обычно внимательные родители замечают, что сын или дочь ведут себя как-то особенно:

  • Избегают взгляда в глаза. Для страдающих аутизмом, характерно то, что они не ищут контакта с другими людьми и практически не реагируют на внешние раздражители. Обычно дети находят глазами облик матери и устанавливают зрительную связь. Аутичные дети, наоборот, избегают этого. Они не подражают улыбке и мимике, поэтому внешне выглядят апатичными или угрюмыми. Некоторые родители сначала даже подозревают, что их ребенок глухой или слепой, поскольку не проявляет никакой реакции на окружающую среду.
  • Проявляют недостаток сочувствия. Аутисты не понимают чувства других людей и не могут им сочувствовать. Такие дети не в состоянии даже полноценно выразить свои собственные эмоции или совсем их не показывают. Иногда, кажется, что они смеются или хихикают во время игры без видимой на то причины.

Основным проявлением патологии является то, что аутисты не могут взаимодействовать с другими людьми через взгляды, язык тела, выражение лица. Чувства других людей им не понятны, а собственные эмоции не адаптированы к общему настроению. У детей с аутизмом отсутствуют такие спонтанные реакции, как радость или интерес к различным видам деятельности.

Речь и общение

Речевые нарушения — частое явление среди аутистов. У многих детей еще в раннем детстве заметно отставание в развитии. Но даже если они и говорят, то часто повторяют одни и те же предложения. При этом не понимают взаимосвязи и их подтекст. Кроме того, отсутствует речевая мелодия, нарушен темп и произношение. Создается ощущение, что говорит робот.

В этом отношении эксперты выделяют ряд важных для аутизма признаков:

  • ребенок не может начать и поддержать разговор;
  • нет попыток выразить мысли через жесты или язык;
  • область применения речи очень ограничена и односторонняя;
  • предложения или вопросы часто повторяются.

Исключением является синдром Аспергера. При такой патологии речь часто очень сложная, но выглядит однообразной и неопрятной.

Интересы и поведение

Третьим основным симптомом аутизма является стереотипное поведение. Это выражается в односложности действий, совершении определенных ритуалов.

Дети настойчивы в их выполнении и привычках. Аутисты с большой тревогой реагируют на любые изменения: если эти действия прерываются, отвечают криком и приступами паники. Часто они хотят постоянно находиться рядом со своими любимыми вещами или игрушками и пытаются носить их с собой повсюду.

Иногда аутисты сосредотачивают все свое внимание на конкретных деталях или вещах. Это увлекает и приносит удовольствие. Поэтому некоторые аутичные люди имеют специализированные таланты и успешны в какой-то отрасли.

Выделяют следующие характерные нарушения поведения у аутистов:

  • ребенок имеет какое-то необычное увлечение;
  • совершает определенные действия или ритуалы и не может от них отказаться;
  • действия стереотипны и монотонны;
  • на игрушке аутисты часто выбирают очень специфическую деталь, которая их занимает; они редко используют весь предмет в игре;
  • развлечения довольно неординарные и стереотипные, отсутствует имитация игрового поведения.

ребенок увлеченно играет

Выраженность симптомов может сильно отличаться в зависимости от типа патологии и особенностей личности. У некоторых детей развиваются только небольшие проблемы с социальной адаптацией, у других серьезные когнитивные нарушения. Нарушения умственных и языковых способностей также выражены по-разному. Среди аутистов есть как сильно психически ограниченные люди, так и очень талантливые.

Легкие формы болезни иногда остаются незамеченными в течение многих лет. Тогда они проявляют себя во взрослой жизни на фоне, например, сильного стресса. Некоторые люди с такой патологий впоследствии сообщали, что всегда чувствовали себя «не такими, как все». 

Виды аутизма и сходные с ним заболевания

Существуют различные виды расстройств аутистического спектра и связанные с ним патологии. Кроме того, существуют психоневрологические заболевания, напоминающие аутизм.

В современной классификации выделяют несколько основных типов патологии:

  • ранний детский аутизм;
  • синдром Аспергера;
  • синдром Саванта;
  • атипичный аутизм.

Большинство врачей выделяют такое понятие, как расстройство аутистического характера. Существует также ряд заболеваний, одним из проявлений которых являются социальная, речевая и поведенческая дезинтеграция: болезнь Ретта, синдром гиперактивности и др.

Часто, говоря об аутизме у детей, подразумевают ранний детский аутизм. В медицинской литературе он также упоминается как синдром Каннера, по имени впервые описавшего его ученого. Обычно диагноз устанавливают после достижения ребенком возраста 1,5 лет. Психические нарушения затрагивают различные сферы жизни. В основном страдают три из них: социальное взаимодействие, речь, поведение.

Синдром Аспергера

Обычно заметен после трехлетнего возраста. Появляются некоторые симптомы аутизма, такие как отсутствие социальных навыки, стереотипная модель поведения или особый интерес к необычной деятельности. Типичным также является двигательная неуклюжесть и неловкость.

При синдроме Аспергера симптомы менее выражены, чем при раннем детском аутизме. Большинство детей имеет достаточно высокий уровень интеллекта. При правильной терапии они хорошо адаптируются в социуме и могут вести независимую жизнь.

Синдром Саванта

Такие дети часто имеют особые узкоспециализированные таланты. Некоторые становятся настоящими компьютерными гениями, другие обладают фотографической памятью или изучают языки в рекордно короткие сроки.

Дети с синдромом Саванта с большой настойчивостью занимаются любимым делом, но практически не обращают внимания на другие аспекты жизни. Поэтому часто испытывают сложности в адаптации к повседневной жизни.

Атипичный аутизм

Его еще называют ранним детским аутизмом с атипичным началом или необычной симптоматикой. Основные его отличия:

  • патология дебютирует после трехлетнего возраста;
  • имеются не все классические признаки.

У ребенка может наблюдаться нарушение коммуникации и отсутствовать стереотипность в действии, или наоборот. Однако в любом случае возникают сложности с адаптацией в социуме. Иногда атипичный аутизм наблюдается при хромосомных заболеваниях.

Высокофункциональный аутизм

Он не включен в официальную классификацию, тем не менее термин часто используют в клинической практике. К данной патологии относят людей с типичными симптомами аутизма и относительно высоким интеллектом, или особыми способностями в какой-либо сфере деятельности.

При высокофункциональном аутизме развитие языка значительно задерживается, поэтому часто впервые диагноз устанавливают в раннем детстве. Но даже если ребенок никогда не научится говорить, в дальнейшем он сможет самостоятельно жить и управлять своими действиями.

Синдром Ретта

Это психоневрологическое заболевание имеет схожие с аутизмом симптомы. Встречается почти исключительно у девочек, первые признаки появляются между 7 и 24 месяцами жизни.

синдром Ретта у девочки

Выглядит так, как будто ребенок «забывает» двигательные и речевые навыки, которые они уже успел до этого выучить. Руками он часто выполняет стереотипные, поглаживающие, «моющие движения».

По мере развития патологии пациенты теряют способность разговаривать. Происходит значительное снижение интеллекта.

Гиперактивные расстройства с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Их часто трудно отличить от аутизма. Например, существуют поведенческие проблемы, связанные со стереотипностью, умственной отсталостью, а иногда и самоповреждением.

Типичным для этих расстройств является то, что они не поддаются лечению с помощью лекарств. Кроме того, в период полового созревания начальная гиперактивность превращается в гипоактивность — отсутствие желания двигаться.

Обследование и диагностика

Выявить признаки аутизма можно начиная с возраста 18 месяцев. До этого момента определить наличие болезни достаточно трудно. В более старшем возрасте некоторые умные дети умело скрывают симптомы. Зачастую аутисты также не хотят принимать участие в обследованиях.

Иногда при слабовыраженных признаках, хорошей поддержке родителей и успешной интеграции в социум можно и вовсе не заметить аутизма. В последнем случае его иногда диагностируют только в зрелом возрасте.

Первичное обследование

На первичном приеме врач, прежде всего, должен исключить органическую патологию: нарушение слуха, повреждение мозга и др. Для этого потребуется пройти ряд неврологических, лабораторных и визуализационных (УЗИ, МРТ) исследований.

Если не найдена органическая причина нарушения, то ребенка направят к психиатру. Для подтверждения аутизма проводят ряд тестов.

Специальные тесты

Помогают выявить аутизм особые опросники. В случае с очень маленькими детьми родители отвечают на вопросы и оценивают симптомы.

В клинической практике применяют Диагностическую шкалу наблюдения за аутизмом (ADOS) и Диагностическое интервью для аутизма (ADI-R). Их можно проводить начиная со второго года жизни.

Результаты теста оценивают в комплексе с общими признаками аутизма. Для этого родители должны наблюдать за ребенком в течение определенного периода времени.

Тесты на интеллект

Аутизм у детей в 70% случаев сочетается с умственной неполноценностью. Поэтому зачастую параллельно с диагностикой основной патологии проводится оценка интеллекта.

Наиболее широко применяются:

  • Гамбургский тест Векслера для оценки интеллекта у детей (HAWK-IV). Кроме общего IQ, он дополнительно определяет уровень речевого развития, логического мышления, скорость памяти. Длительность исследования около 60 минут.
  • Ганноверский тест Векслера на интеллект для дошкольников (HAWIVA). Его в основном используют у детей в возрасте 2-6 лет.
  • Тест Векслера для оценки интеллекта у взрослых.
  • Языковые тесты.

психолог общается с ребенком

Оценка степени аутизма

Полезная информация:  Сосудорасширяющие препараты для головного мозга: список новых и эффективных лекарств для улучшения кровоснабжения с подробным описанием

Так называемый коэффициент аутистического спектра (AQ) определяет тяжести патологии. Он разработан Саймоном Бароном-Коэном и включает в себя 50 вопросов. Опросник используют у детей в возрасте 4-11 лет.

Диапазон баллов составляет от 0 до 150. Чувствительность и специфичность теста 95%.

Тест для самостоятельного выявления аутизма

Для этого разработан Модифицированный контрольный список для аутизма у детей (M-CHAT-R). Это скрининг, который содержит 20 вопросов касательно поведения ребенка. Его проводят в возрасте от 16 до 30 месяцев. По результатам принимают решение о необходимости консультации специалиста и дальнейшего дообследования.

Родители должны отвечать на вопросы «да» или «нет». Если некоторые особенности встречаются редко (возникали один или два раза), то отвечают отрицательно.

  • Если вы указываете на предмет в другой части комнаты, ваш ребенок смотрит на это, например, на игрушку, животное?
  • Возникали ли подозрения, что у ребенка проблемы со слухом?
  • Играет ли в ролевые игры, например, делает вид, что пьет из пустой чашки, говорит по телефону, кормит куклу или зверей?
  • Нравится ли ему лазить по вещам — мебели, игровом оборудовании или лестнице?
  • Ваш ребенок делает необычные движения пальцами (шевелит) возле глаз?
  • Показывает одним пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь, например, указывая на закуску или игрушку, которая находится вне досягаемости?
  • Указывает пальцем, чтобы показать вам что-то интересное — самолет в небе, большой грузовик на дороге и пр.?
  • Ребенок интересуется другими детьми — наблюдает, улыбается, идет к ним?
  • Показывает что-то, принося предметы (цветок, игрушку), протягивая и показывая их — не для того, чтобы получить помощь, а просто пытается поделиться?
  • Отвечает, когда вы называете его или ее имя — смотрит вверх и отвечает, прекращает играть?
  • Если взрослый улыбается, он или она радуется в ответ?
  • Ваш ребенок расстраивается из-за повседневного шума — кричит, плачет от звука пылесоса или громкой музыки?
  • Любит ли гулять на улице?
  • Смотрит в глаза, когда вы разговариваете с сыном или дочерью, играете или одеваете?
  • Ребенок пытается копировать то, что вы делаете — например, хлопает в ладоши или прыгает?
  • Если вы поворачиваете голову, чтобы посмотреть на что-то, смотрит ли ребенок вокруг, пытаясь увидеть тот же предмет?
  • Есть ли попытки заставить вас наблюдать за ребенком, например, он говорит «смотри» или «смотри на меня» и ждет похвалы?
  • Понимает ли, когда вы говорите ему или ей что-то сделать — «положи книгу на стул» или «принеси мне одеяло»?
  • Если происходит что-то новое, смотрит ли ребенок на ваше лицо, чтобы увидеть реакцию по этому поводу — слышит странный или смешной шум, видит новую игрушку?
  • Нравятся ли ему активные игры?

По результатам может быть определен низкий, средний и высокий риск аутизма. Если есть основания подозревать патологию, то нужно обратиться к врачу для уточнения выявленных расстройств.

Лечение

Каждый ребенок с аутизмом индивидуален. Соответственно, и терапия подбирается конкретно для определенного пациента. Основная цель лечения — развивать уже имеющиеся способности и стимулировать появление новых. Важную роль при этом играет окружение ребенка: родители, сверстники, братья и сестры.

Комплексная терапия направлена на развитие следующих навыков:

  • независимости;
  • готовности к контакту с другими людьми;
  • сопереживания;
  • разговора и понимания речи;
  • жестикулирования;
  • овладения повседневными навыками;
  • адаптации в социуме.

Основная роль в лечении отводится психотерапевтическим приемам, разработаны специализированные программы для аутистов: TEACCH, АВА и др. По показаниям могут применяться лекарственные средства.

Методы психотерапии и логопедия

Наиболее эффективны следующие:

  • Фокусировка. С помощью игр и за вознаграждение ребенок учится направлять свое восприятие на важную информацию. В результате он лучше адаптируется к повседневной жизни, понимает действия других людей. Это снимает напряженность и страх перемен.
  • Поведенческая терапия. Используют ролевые игры в группе со здоровыми детьми. Это развивает социальные навыки и уменьшает стереотипные действия.
  • Логопедия. Речевая тренировка помогает понять социальный смысл языковых элементов и стимулирует активную речь. Однако начинать заниматься с логопедом нужно до возраста 7-8 лет, в последующем шансы на успех значительно снижаются.

Психодинамическая терапия, по мнению некоторых специалистов, может навредить ребенку с аутизмом. Поскольку она исследует взаимоотношения родителей и детей на предмет источника нарушений, то может привести к чувству вины.

TEACCH

Название этой программы расшифровывается как Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped CHildren. Переводится TEACCH как «Лечение и обучение детей с аутизмом и нарушением коммуникации». Эта программа может применяться как у детей, так и у взрослых.

Основная цель методики — улучшить самостоятельность и качество жизни аутичных людей. Для каждого ребенка подбирают отдельную схему терапии с учетом выраженности симптомов, особенностей личности и интересов.

развивающие игры для детей

Программа TEACCH имеет четкую последовательность действий, что особенно важно для аутистов. Это дает им ощущение безопасности и помогает адаптироваться к новой ситуации как в повседневной жизни, так и в учебе.

Методика опирается на два принципа:

  • Структурирование. Речь идет о разделении учебного материала на пространственные и временные зоны. Это улучшает ориентацию, повышает доступность информации и облегчает обучение.
  • Визуализация. Аутичные люди часто испытывают трудности с обработкой новой информации. Одновременно они обладают выдающейся способностью зрительно замечать мельчайшие детали. Это используют для подготовки соответствующего учебного материала и повышения его доступности.

Примеры практического применения этих двух принципов:

  • оптическое разделение пространства на зоны обучения и отдыха;
  • сортировка учебного материала по цветам и формам;
  • временное структурирование с помощью сигналов, например, звон колокольчика, начальные и конечные ритуалы.

Прикладной анализ поведения (ABA)

Методика обучает аутистов навыкам общения и взаимодействия. Для этого сначала психотерапевт определяет, какими способностями уже обладает ребенок и что необходимо доработать.

Затем сложные поведенческие действия разбивают на несколько маленьких этапов. Ребенок шаг за шагом учится целенаправленно совершать определенное действие. При правильном выполнении задания пациента поощряют. Неприемлемое поведение, такое как крик, истерики или бегство, игнорируют.

В некоторых странах есть противники этого метода лечения. Они считают, что попытка адаптировать детей с аутистическими расстройствами к норме приводит к стрессу. Например, принудительное поведение (прикосновения, прямой контакт глаз) вызывает раздражение и ответное противостояние.

Проект PLAY

Эффективность программы была подтверждена в ряде исследований. Она ведет к улучшению взаимодействия между родителями и их детьми, страдающими аутизмом. В результате улучшаются социальные и повседневные навыки.

Методика подходит для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет. Она базируется на четырех принципах:

  • Удовольствие от занятий. Задания подбирают с учетом того, что любит ребенок, и насколько он заинтересован взаимодействовать. Упражнения должны быть забавными и меняться, это стимулирует к развитию.
  • Достаточно времени для занятий. Чтобы раскрыть потенциал ребенка с аутизмом, необходимо время для полноценного участия в игровых заданиях и повседневных делах. Обычно рекомендуют минимум 10-15 часов в неделю.
  • Индивидуальность. Программу составляют с учетом уникальных способностей, интересов и особенностей развития ребенка.
  • Выбор уровня. Индивидуальная схема терапии всегда соответствует этапу развития ребенка и направлена на дальнейший процесс.

Тренировка самоконтроля и теория мышления

Теория ума (или понимание чужого сознания) — это интуитивная способность понимать эмоции, мысли и намерения других людей. У здоровых детей эта особенность развивается автоматически и не требует каких-либо усилий. С другой стороны, аутисты испытывают трудности с пониманием выражений лица, взглядов или жестов. Им также трудно осознать иронию или метафоры.

Существуют специальные упражнения, помогающие понять разницу между своими мыслями и реальными взглядами на окружающую среду. С помощью них аутисты учатся распознавать, классифицировать и воспринимать чувства и эмоции других людей. Особенно это необходимо в периоды стресса, физической или психической перегруженности. Таким образом предотвращают эмоциональные вспышки и приступы агрессии.

Методика PECS

Эта система обучения была разработана в 1985 году Энди Бонди и Лори Фрост. Предназначена как для детей, так и взрослых.

Большинство людей с аутизмом испытывают серьезные сложности в коммуникации. PECS помогает им самим начинать общение, чтобы войти в контакт с внешним миром. Это улучшает их социальную адаптацию и поведение.

карточки методики Пекс

Программа состоит из шести последовательных этапов. Начинается она с обучения ребенка передавать отдельные изображения для получения желаемого. В дальнейшем его учат различать визуальную информацию и строить предложения.

На продвинутых этапах пациент использует атрибуты, чтобы отвечать на вопросы и комментировать. Цель состоит в том, чтобы ребенок инициировал общение самостоятельно.

Лекарства

Иногда расстройства аутистического спектра сопровождаются другими заболеваниями, такими как депрессия, повышенная тревожность или эпилепсия. В этом случае может понадобиться назначение соответствующих лекарственных средств.

Снизить стереотипность помогают антидепрессанты, в частности, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Агрессивное поведение устраняют с помощью нейролептиков.

Следует помнить, что дети с аутизмом часто очень нетипично реагируют на любые психотропные препараты. Поэтому лекарства назначают осторожно, начиная с минимальных дозировок.

Альтернативные методы

Многие пациенты и их родственники пробуют альтернативные терапевтические методы. Их эффективность часто не доказана, иногда отзывы о них очень противоречивы. К тому же большинство из них имеют высокую стоимость.

Прежде чем начинать какой-то новый метод лечения, нужно обязательно посоветоваться с врачом. Иногда альтернативные способы терапии могут даже принести вред.

На сегодняшний день методами для лечения аутизма с недоказанной эффективностью являются:

  • Терапия отвращения — чередование поощрений и наказаний с целью сломать сопротивление.
  • Тренировка Делакато.
  • Тренировка скотопической чувствительности.
  • Дельфинотерапия.
  • Хелатная терапия (очищение от ртути).
  • Различные диеты, например, безглютеновая.
  • Высокие дозы витаминов, микроэлементов, мелатонина.

Что могут сделать родители

Жизнь с аутичным ребенком требует много усилий. Родителям необходимо больше времени и энергии, чтобы заниматься c ним. Нужно запастись терпением и оптимизмом. Это нелегко, но определенно того стоит.

Одновременно нужна поддержка со стороны социальной среды. Это может быть бабушка, которая будет заботиться о ребенке с аутизмом хотя бы раз в неделю. Или лучшая подруга, помогающая по дому или с решением бытовых проблем.

Можно нанять няню, которая будет гулять с малышом. В это время появится возможность приготовить еду или сделать уборку.

Важно также вовремя обратиться за профессиональной помощью. Существуют специальные центры для помощи детям с аутизмом:

  • Центр проблем аутизма — образование, исследования, помощь, защита прав (Москва).
  • РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» (Москва).
  • Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития (Санкт-Петербург).

Практически в каждом регионе есть специализированные школы и интернаты для детей с нарушениями развития, в том числе и аутистов. Уточнить их месторасположение можно у своего психолога или психиатра.

Потребуется также правильно организовать работу с ребенком в домашних условиях. Для этого существует нескольких принципов:

  • Всегда находите время, чтобы поиграть с ребенком.
  • Для занятий и игр выбирайте одно фиксированное место.
  • Заранее подготовьтесь к совместной работе, приготовьте нужные игрушки и картинки, план занятий.
  • Помните, что ваш аутичный ребенок учится маленькими шагами. Не переходите к следующему заданию, пока он не освоит предыдущее.
  • Старайтесь хвалить малыша за любые достижения. Это всегда должна быть словесная похвала, например, «как хорошо ты сделал». Многие аутичные дети любят награды (так называемые «усилители»), которые издают звуки, мигают или сияют.
  • Абсолютно необходим фиксированный распорядок дня, четкие правила и договоренности.
  • Если занятия не дают ожидаемого результата, не отчаивайтесь. Постарайтесь снизить свои требования: выполнить простое задание, или позаниматься более короткое время. Главное, чтобы это вызывало положительные эмоции.
  • В повседневных отношениях с ребенком (еда, одевание, уход за телом, сон) придерживайтесь стратегии настойчивости и терпения.

Если в семье есть брат или сестра, могут возникать сложности в построении взаимоотношений. Нужно поговорить с ними и объяснить, почему аутичный ребенок игнорирует их или хочет играть по своим собственным правилам.

Советы для школьников с аутизмом

Дети с расстройствами аутистического спектра часто имеют сложности в обучении. Они с трудом или вообще не адаптируются к школьной жизни, не в состоянии социально взаимодействовать в классе.

занятие со ребенком аутистом

Некоторые их модели поведения воспринимаются как преднамеренное проявление злобы, агрессии, высокомерия или результат неправильного воспитания. Однако ребенок с аутизмом иногда не может реагировать по-другому из-за нарушений восприятия.

Чтобы облегчить учебный процесс, специалисты дают следующие рекомендации:

  • Место для обучения нужно организовать так, чтобы вокруг не было посторонних раздражителей.
  • Во время объяснении материала следует использовать простую речь, избегать двусмысленных, саркастических и ироничных высказываний.
  • Иногда требуется повторить информацию несколько раз — детям с аутизмом часто нужно больше времени для обработки разговорного контента.
  • Задачи должны иметь четкую и структурированную направленность. Например, аутисту сложно ответить на вопрос: что ты знаешь о млекопитающих? Лучше спросить: назови пять млекопитающих и опиши их размер, рацион и условия обитания.
  • Всегда предоставляйте важную информацию или задачи визуально, например, с помощью информационных карточек.

Обязательно используйте похвалы и поощрения в качестве награды и для повышения мотивации к выполнению задания, например, красивый штамп в тетради. Если количество штампов равняется трем, ребенок получает игрушку или другой интересный для него предмет.

Течение болезни и прогноз

Аутизм является неизлечимыми заболеванием, однако не несет опасности для жизни. Его течение во многом зависит от вида патологии. Если речь идет о раннем детском аутизме, то симптомы, как правило, сохраняются на всю жизнь.

Большинство аутичных людей страдают интеллектуальными нарушениями, что ограничивает их в повседневной деятельности. Помимо нарушения адаптации в обществе и проблем в отношениях со сверстниками, у них сохраняются речевые дефекты.

Расстройства сна, тревожность, агрессивное поведение являются неблагоприятными прогностическими признаками. Около 75% людей, страдающих аутизмом, нуждаются в дополнительной помощи со стороны родственников.

В среднем только 1-2% аутистов ничем не отличаются от остальных людей. Такие пациенты часто обладают высоким интеллектом, некоторые осваивают сложные профессии.

Заключение

Последствия аутистических расстройств существенно влияют на способность интегрироваться в общество, приобрести профессию и создать семью. Нарушения поведенческих проблем часто создают проблемы не только для самого ребенка, но и для его окружения. Наилучший эффект достигается при раннем лечении. Поэтому при выявлении первых признаков аутизма следует обратиться за специализированной помощью и составить четкий план действий.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Можно ли вылечить аутизм народными средствами?

Ответ: В домашних условиях вряд ли удастся помочь ребенку с аутизмом. Иногда рекомендуют успокаивающие травы (валериана, пустырник, шишки хмеля и др.) при сопутствующей агрессии, раздражительности, депрессии.

Вопрос: Дают ли инвалидность с аутизмом?

Ответ: Если заболевание сопровождается умственной отсталостью и ребенок требует постоянного ухода, врач дает направление на медико-социальную экспертную комиссию для определения группы инвалидности.

Вопрос: Сколько живут люди с аутизмом?

Ответ: Продолжительность жизни у них такая же, как и у здоровых людей. Однако часто страдает качество жизни. Тем не менее при некоторых формах заболевания, например, синдроме Аспергера, аутисты делают успешную карьеру, имеют семью.

Поделиться страницей с другими:
Медицина. Здоровье
Добавить комментарий