Заикание у детей: лечение (7 методов), причины, симптомы, диагностика

Заикание у детейЗаикание (логоневроз) является довольно распространенной речевой проблемой в детстве, которая может сохраняться во взрослой жизни. Около 8% детей имеют такой дефект. Особенно часто он проявляется в возрасте от двух до пяти лет. Существуют современные программы и методики для лечения детей с заиканием. Раннее обращение за специализированной помощью и качественная терапия помогают избавиться от патологии в 80% случаев.

Причины

Ученые считают, что логоневроз возникает в результате нескольких факторов. Важную роль при этом играют особенности развития ребенка и генетическая предрасположенность. Установлено, что у заикающихся детей речевые зоны мозга имеют свои структурные особенности.

Нарушение развития речи

Формирование речевых навыков представляет собой сложный процесс. Он включает в себя развитие связей между определенными областями мозга, центральной нервной системой и мышцами, отвечающими за дыхание и речь.

Если каждая часть этой многоуровневой системы работает нормально, слова произносятся правильно и в нужном порядке — речь имеет определенный ритм с паузами и акцентами. Ребенок, который учится создавать простые предложения, нуждается в постоянной практике. Это стимулирует развитие речевых зон мозга и нервных путей (трактов).

Проблемы с речью возникают, если структуры развивающейся нервной системы не скоординированы. Это приводит к повторениям и остановкам, особенно когда ребенок взволнован или слишком торопится. По мере того как мозг продолжает развиваться, некоторые из этих проблем самоустраняются или компенсируются. Поэтому многие дети «вырастают» из заикания.

Влияние пола и генов

Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено, прежде всего, различиями в их развитии: у девочек сначала формируются речевые особенности, а затем психосексуальные. У мальчиков это происходит практически одновременно. Поэтому они более уязвимы к речевым и языковым проблемам.

Определенную роль играет генетическая предрасположенность. Двое из трех заикающихся людей имеют кровных родственников с аналогичной проблемой.

Патологии беременности и родов

Риск нарушений речи возрастает, если во время беременности мать переболела инфекционным заболеванием или наблюдалась гипоксия плода. Различные внутриутробные патологии отрицательно влияют на развитие центральной нервной системы, что впоследствии может вызвать заикание.

Проблемы в родах, использование акушерских пособий также впоследствии негативно сказываются на речевом развитии. Тяжелые родовые травмы могут стать причиной снижения интеллектуальных способностей и заикания.

Психологический стресс

Сильный психоэмоциональный стресс, например, потеря близкого человека, развод родителей также могут спровоцировать логоневроз. Аналогично воздействуют и положительные эмоции. Шумный день рождения с множеством подарков и клоунами, а на следующее утро — заикание. Возможными триггерами может стать просмотр телепередачи со сценами насилия и фильма ужасов.

стресс у ребенка

Конфликтные ситуации в семье — еще одна причина нарушений речи. В семьях пьющих родителей, особенно жестоко обращающихся с детьми, нередки случаи логоневроза.

Соматические заболевания

Черепно-мозговые травмы (например, сотрясение), перенесенные энцефалиты и менингиты редко становятся причиной логоневроза, однако, тем не менее, создают почву для его появления. Любые провоцирующие факторы (стресс, неправильное воспитание) могут привести к патологиям речи.

Иногда заикание развивается после тяжелых инфекционных заболеваний, например, гриппа, кори. Диабет с частыми гипо- или гипергликемическими состояниями негативно сказывается на развитии ребенка и может привести к речевым расстройствам.

Симптомы

Исследования показывают, что в среднем 1 из 20 маленьких детей проходит фазу заикания. Проблема обычно становится очевидной на этапе активного развития речи — в возрасте от двух до пяти лет.

Патология может проявляться следующим образом:

  • повторяются звуки или слоги — например, человек говорит «мо-мо-мо-молоко»;
  • звук в слове длится дольше, невозможно перейти к следующему — «ммммммм»;
  • слово «застревает» при первом звуке или не произносится вообще;
  • возникают длительные паузы между определенными звуками и словами, кажется, как будто ребенок изо всех сил пытается произнести правильное слово, фразу или предложение;
  • используется множество слов «наполнителей», таких как «гм» и «ах»;
  • прилагаются дополнительные усилия для произнесения определенных звуков или слов, это заметно по напряженным мышцам лица, например, вокруг глаз, губ и рта;
  • задерживается дыхание или ребенок делает глубокий вдох, прежде чем говорить;
  • теряется зрительный контакт, когда слово «застревает».

Заикание варьирует по степени тяжести от человека к человеку и от ситуации к ситуации. У одних могут быть кратковременные периоды заикания, затем наступает период, когда они говорят относительно свободно. У других детей проблемы с речью сохраняются постоянно и усиливаются при волнении или в состоянии стресса.

Часто заикание становится более интенсивным в ситуациях, когда ребенок стесняется своей речи и пытается скрыть свой дефект. Такие моменты включают в себя:

  • общение с человеком, обладающем определенной властью, например, с учителем;
  • выступление перед публикой (классом и пр.);
  • чтение вслух;
  • разговор по телефону;
  • необходимость произнести свое имя при регистрации.

Часто заикание начинается внезапно у дошкольника, который ранее хорошо разговаривал. Иногда проблема развивается постепенно и прогрессирует со временем. По мере того как ребенок становится старше и начинает больше осознавать заикание, он старается изменить свое поведение. Таким образом пытаясь скрыть речевые проблемы.

дети смеются над ребенком

Особенности поведения детей при заикании

У заикающихся детей иногда возникают непроизвольные движения. Например, такие как мигание глаз, дрожание губ, постукивание пальцами или топанье ногами.

Кроме того, дети с данной речевой проблемой часто имеют следующие особенности поведения:

  • умышленно избегают произносить определенные звуки или слова, на которых они обычно заикаются;
  • применяют стратегии, чтобы скрыть свой дефект, например, «забывают» что хотели сказать, в случаях, если есть необходимость произнести трудное слово;
  • избегают социальных ситуаций из-за боязни заикания — стесняются спрашивать о чем-то в магазине или ходить на дни рождения;
  • меняют стиль речи, чтобы избежать заикания — например, говорят очень медленно или тихо, или с акцентом;
  • чувствуют страх, разочарование, стыд или смущение из-за речевого дефекта.

Разновидности заикания

Существует два основных типа патологии:

  • Заикание в развитии. Самый распространенный вид патологии. Возникает в раннем детстве, когда речевые и языковые навыки только формируются.
  • Приобретенное, или запоздалое, заикание. Относительно редкий вариант, развивается у детей старшего возраста и взрослых в результате травмы головы, инсульта или прогрессирующего неврологического заболевания, приема определенных лекарств. Иногда является следствием психологической или эмоциональной травмы.

В зависимости от преобладания тех или иных симптомов выделяют следующие виды заикания:

  • Тоническое. Звуки растягиваются или совсем не произносятся.
  • Клоническое. Происходит повторение слогов, слов.
  • Смешанное. Есть симптомы клонической и тонической формы.

Некоторые логопеды и неврологи отдельно классифицируют логоневроз на неврозоподобный и невротический. При неврозоподобной форме патологии наблюдаются и другие неврологические симптомы, например, дизартрии или замедления психического развития.

При невротическом варианте нет неврологического дефицита, а проблемы с речью возникают на фоне стресса. У таких детей развивается страх говорить (логофобия) или избегающее поведение.

В каких случаях необходимо лечение

Если есть подозрение на дефект речи, нужно обязательно обратиться к логопеду. После осмотра и диагностики он определит, нуждается ли ребенок в специальной терапии. У некоторых детей заикание проходит с возрастом, другим нужна специализированная помощь. И чем раньше будет начато лечение, тем лучше результат.

Терапия у логопеда необходима в следующих случаях:

  • Ребенку от 2 до 3 с половиной лет, заикание продолжается более нескольких месяцев и становится все заметнее.
  • У члена семьи или кровного родственника тоже заикание.
  • Есть сопутствующие проблемы с произношением некоторых звуков.
  • Проблемы с речью возникли после трех с половиной лет.

Что делать

Терапия заикания может быть непрямой (косвенной) или прямой. Косвенная включает общие рекомендации, она эффективна у маленьких детей и при небольшой давности проблемы. Прямые методики полезны при длительно существующем заикании, сопутствующих психологических и эмоциональных нарушениях.

Если у родителей возникли опасения по поводу развития или нарушений речи у ребенка, нужно как можно раньше обратиться к специалисту. Наилучшие результаты дает терапия, начатая в дошкольном возрасте.

Существуют различные подходы к лечению заикания. Основные направления следующие:

  • создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя более спокойно и уверенно;
  • методики для повышения беглости и развития навыков общения;
  • работа над чувствами, связанными с заиканием, такими как страх и беспокойство;
  • специальные электронные устройства.

Непрямая терапия

Она заключается в том, что родители вносят определенные коррективы в домашнюю обстановку и семейное общение. Основной принцип — не сосредотачиваться на заикании и не напоминать о проблеме.

Косвенная методика основана на мнении о том, что заикание возникает из-за невозможности выполнить требования к речевым навыкам. Они могут исходить от окружающих людей или от собственного энтузиазма и решимости ребенка общаться.

беседы с ребенком в рамках терапии заикания

Целью косвенной терапии является создание среды, в которой ребенок испытывает минимальное психологическое давление. Родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • разговаривать с ребенком медленно и спокойно;
  • стараться больше беседовать о том, что происходит, что малыш делает, во что любит играть; готовить на кухне и обсуждать любимые книги;
  • не перебивать и не критиковать;
  • избегать постоянного одергивания ребенка;
  • сделать семейную обстановку максимально расслабляющей и спокойной.

У детей до пяти лет непрямое лечение часто помогает уменьшить симптомы заикания. Однако если проблема существует достаточно долго, то лучше сразу начать прямую терапию.

Прямая терапия у маленьких детей

Наиболее эффективной признана программа Лидкомба. Это широко используемая прямая поведенческая терапия для лечения заикания у маленьких детей. Методика получила свое название от пригорода Сиднея, где расположен Австралийский центр заикания. В исследованиях установлено, что программа Лидкомба увеличивает шансы на выздоровление в 7-8 раз.

Основная цель метода — помочь ребенку избавиться или существенно уменьшить дефект речи не только в клинике, но и в реальном мире, и сохранить его таким.

Лечение проводят непосредственно сами родители. Предварительно они проходят обучение у логопеда, обычно это происходит раз в неделю. Специалист во время консультаций показывает и объясняет, что нужно делать, при необходимости вносит корректировки в программу.

Терапия заключается в том, что отец или мать комментируют речь ребенка. Это сопровождение должно происходить в положительном аспекте. В первую очередь комментарии делают во время речи без заикания, и только изредка, когда возникают трудности с произношением. То есть отец или мать хвалят ребенка, когда он говорит ровно, и мягко просят повторить слово, если он заикается. Такая терапия происходит в определенное время дня, чтобы дать возможность ребенку дать обратную связь.

В ходе лечения родители ежедневно оценивают речь по специальной шкале от 0 до 9. Например, 0 — нормальная речь, а 9 — сильное заикание. Во время посещения логопеда анализируют прогресс лечения и как оно влияет на дефект.

Программа Лидкомба имеет две стадии:

  • На первом этапе родители проводят лечение каждый день и посещают логопеда раз в неделю. Это продолжается до тех пор, пока заикание не исчезнет или не достигнет крайне низкого уровня.
  • Второй этап программы длится около года. Основная его цель — не допустить рецидива речевого дефекта. Эта часть программы очень важна, так как довольно часто после успешного лечения в клинике заикание возвращается снова. Все дети и семьи разные, поэтому количество посещений логопеда на втором этапе подбирается индивидуально.

Прямая терапия у дошкольников и школьников

Заикание, которое сохраняется после шести лет или длится более трех лет, значительно сложнее поддается лечению. С течением времени речевой дефект провоцирует дополнительные психологические проблемы. Возникает беспокойство по поводу такой особенности, боязнь открытого общения и внутренняя скованность.

Поэтому методы терапии заикания у детей старшего возраста включают как коррекцию речи, так и психотерапевтические приемы. Последние направлены на коррекцию эмоциональных, социальных и психологических нарушений.

Основные цели терапии заикания у детей старшего возраста:

  • улучшение беглости речи;
  • осознание и понимание сути дефекта;
  • общение с детьми, имеющими аналогичную проблему;
  • работа над чувствами, сопряженными с заиканием — страхом, беспокойством, смущением;
  • развитие навыков общения;
  • повышение самооценки и уверенности в себе.

Существует множество комбинированных методик, включающих в себя логопедические, педагогические и психологические приемы. Выбор осуществляют исходя из особенностей проблемы, возраста, давности заикания, психологического статуса.

Метод Власовой

Включает в себя целый комплекс логопедических, лечебных и педагогических мероприятий. Дополнительно проводятся музыкальные занятия, психотерапевтическая коррекция.

Логопедические уроки проводят по принципу от простого к сложному. Лечение включает шесть этапов:

  • Подготовительный — обследование ребенка с родителями.
  • Дестабилизация — стадия молчания и шепотной речи. Рекомендуют упражнения, направленные на устранение напряжения в мышцах речевого аппарата, постановку диафрагмального дыхания. Во время игровых занятий логопед разговаривает шепотом, при этом ребенок молча выполняет указания. В комплекс включают задания на развитие мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.
  • Сопряженная речь.
  • Отраженная речь.
  • Этап вопросов-ответов.
  • Самостоятельная речь.

Длительность терапии в среднем 1,5-2 месяца. Обычно курс лечения проходит амбулаторно, например, на базе дневного стационара.

ребенок занимается с логопедом

Метод Чевелевой

Основан на коррекционных логопедических занятиях параллельно с изготовлением различных поделок. При этом сама педагогическая работа проходит в пять этапов:

  • Дети слушают четкую и логически связанную речь логопеда, но сами практически не разговаривают.
  • Ребенок произносит предложения, комментируя свои действия.
  • Речь включает как сопровождающие фразы, так и завершающие, с описанием выполненной работы. Постепенно осуществляется переход к контекстным высказываниям.
  • К уже освоенным навыкам присоединяется описание о том, что ребенок хочет сделать. Дополнительно развивают навыки речи без зрительной опоры, закрепляют грамматические правила.
  • Улучшают навыки самостоятельной речи. В результате дошкольник может рассказать, какую поделку он хочет изготовить, описать процесс, высказаться о собственных пожеланиях и пр.

Метод Волковой

Данный тип лечения основан на использовании игр различного характера: с пением, постановкой драмы, творческих и др. Методика предполагает несколько этапов:

  • Ограничение речи — одну неделю ребенок молчит, затем две недели разговаривает шепотом.
  • Облегченная речь и выработка новых стереотипов.
  • Формирование плавной бессудорожной речи.
  • Занятия в форме вопроса-ответа. Сначала воспитанник отвечает на простые вопросы с использованием тех же слов, затем присоединяются более сложные проблемные темы (зачем? почему? для чего?).
  • Самостоятельная речь.

Курс лечения длится учебный год, с сентября по июнь. Обычно он проводится на базе специализированных учреждений.

Метод Арутюнян

Суть заключается в синхронизации движений пальцев руки (правой у правшей, левой у левшей) с определенными фразами. Он рекомендуется для детей подросткового возраста.

Лечение включает три этапа. На первом проводится диагностика, обучение релаксации, ребенок выполняет упражнения для развития мелкой моторики и артикуляции.

Второй этап представляет собой процесс синхронизации речи и пальцев руки. То есть формируются новые речедвигательные навыки. Последний, третий, этап предполагает закрепление достигнутого успеха в самостоятельной речи. Кроме общения в клинике, проводят экскурсии с посещением школы, поликлиники, магазинов. Таким образом ребенок использует полученные навыки в естественных условиях.

Совета для ребенка с заиканием

Заикающемуся ребенку лучше говорить в замедленном темпе, не торопиться, при этом четко проговаривая все гласные звуки. Для этого на занятиях с логопедом ребенок учится правильно артикулировать гласные и активно включать в работу губы (И — губы растягиваются в улыбку, О — собираются в хоботок и т. д.). Согласные, наоборот, произносят на выдохе, легко, поверхностно, без акцента.

Перед тем как сказать слово или предложение ребенок должен подумать. Во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику.

Очень важен выбор оптимальной громкости голоса. Не нужно говорить крайне тихо или слишком громко. Тон голоса лучше понизить. Если слово начинается с гласного звука, начинают говорить тихо.

Длинные предложения следует делить на части. И затем произносить их как отдельные смысловые фразы, делая небольшие паузы. Полезно использовать интонационные средства: логические ударения, модуляции голоса, паузы и др. Важная роль отводится кинесике — выразительным жестам, мимике, улыбке и т. д.

Во время речи важно занять правильную позицию. В положении стоя — спина ровная, ноги на ширине плеч, подбородок располагается относительно шеи под прямым углом. Сидя — спина опирается на стул, плечи опущены, ноги упираются в пол, кисти рук расслаблены.

Психотерапия

Этот метод не относится непосредственно к лечению заикания. Однако он помогает устранить психологические проблемы, возникшие в результате речевого дефекта.

Полезны следующие психотерапевтические методики:

  • Личностная конструктивная терапия.
  • Нейролингвистическое программирование.
  • Когнитивно-поведенческая терапия.
  • Краткосрочная терапия, ориентированная на решение проблем.

психотерапия для ребенка с заиканием

Устройства обратной связи

Для лечения заикания у детей старшего возраста можно использовать специальные технические устройства. Принцип их работы заключается в моделировании звука собственного голоса.

Существуют следующие виды таких устройств:

  • С отсроченной слуховой обратной связью — они воспроизводят голос пациента за долю секунды после разговора.
  • Со смещенной по частоте слуховой обратной связью — человек слышит голос на более низкой или более высокой частоте.
  • Комбинированные — используются обе методики, упомянутые выше.

Такие устройства устанавливают внутри или вокруг уха, подобно слуховому аппарату. У некоторых пациентов они значительно улучшают беглость речи. Существуют также приложения для смартфонов и компьютеров, которые работают аналогичным образом.

Приборы обратной связи помогают не всем. Кроме того, в некоторых социальных ситуациях использовать их достаточно сложно.

Дыхательная гимнастика и массаж

В лечении заикания эффективна дыхательная гимнастика Стрельниковой. Она включает упражнения, позволяющие контролировать дыхание и произносить слова на выдохе. Система основана на принципе вдоха носом с одновременными упражнениями, сжимающими грудную клетку (например, наклоны вперед).

Массаж проводят курсами по 10-15 процедур. Используют классические и расслабляющие техники. Основная зона воздействия — шейно-воротниковая область. При невротической форме логоневроза иногда рекомендуют общий массаж.

Лекарственные средства

Не существует таблеток или уколов, способных вылечить заикание. Лекарственные средства назначают при сопутствующей неврологической патологии. В этом случае показаны следующие группы фармпрепаратов:

  • Ноотропы (Пирацетам, Фенибут). Стимулируют память, внимание, улучшают обучаемость.
  • Нейропротекторы (Церебролизин, Цитофлавин). Улучшают метаболические и энергетические процессы в нервных клетках.
  • Миорелаксанты (Мидокалм). Уменьшают спастичность мышц, в том числе артикуляционного аппарата.
  • Психотропные и седативные средства при склонности к депресии. По показаниям назначают антидепрессанты (Деприм), транквилизаторы (Феназепам) или нейролептики (Эглонил).

рекомендуемые препараты при заикании: Пирацетам, Церебролизин, Деприм и др.

Советы родителям

Если в семье есть ребенок с заиканием, потребуется внести некоторые коррективы в распорядок дня. Желательно исключить психоэмоциональные стрессы (ссоры родителей, громкая музыка и др.). Обстановка должна быть спокойной и дружественной.

Важно то, как родители реагируют на заикание. Во многом это определяет самовосприятие ребенка. Поэтому ни в коем случае не нужно показывать свою обеспокоенность или раздражение. Общение всегда должно быть спокойным и расслабленным.

При беседе с заикающимся ребенком необходимо придерживаться некоторых правил. Во время разговора нужно:

  • произносить фразы медленно и спокойно;
  • использовать короткие предложения и простой язык, чтобы уменьшить требования к речи;
  • задавать всегда один вопрос и не торопить с ответом;
  • не говорить слишком быстро, у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы понять и выработать ответ;
  • ежедневно находить время для общения один на один, не отвлекаясь на других членов семьи или домашнюю работу.

Когда родители слушают ребенка, нужно:

  • не показывать беспокойство, нетерпение, не пытаться исправить или дополнить речь ребенка;
  • сохранять естественный зрительный контакт;
  • внимательно слушать и не отвлекаться на другие раздражители;
  • делать паузу перед тем, как ответить на вопрос;
  • всегда стараться ободрить собеседника, можно сказать что-то вроде: «научиться правильно говорить очень сложно, для этого нужно время; у тебя все хорошо».

Профилактика

Заикание гораздо легче предупредить, чем лечить. Поэтому с раннего детства специалисты советуют придерживаться профилактических правил. Особенно это касается детей с наследственной предрасположенностью, перинатальными патологиями нервной системы.

Прежде всего, очень важен благоприятный климат в семье. Нужно избегать ссор, не решать взрослые проблемы в присутствии ребенка. Дети все понимают и болезненно реагируют на любые конфликтные ситуации.

Полезны следующие рекомендации:

  • Придерживаться грудного вскармливания. Кормление из бутылочек необходимо только до девятимесячного возраста. В исследованиях установлено, что дети, которых долго кормят с помощью соски, чаще имеют речевые проблемы.
  • Развивать мелкую моторику малыша. В период новорожденности тренируют хватательный рефлекс. В дальнейшем полезны различные пирамидки, шнуровки, конструкторы.
  • Как только ребенок начал ходить, лучше ограничить время его пребывания в коляске. Движение активизирует развитие мозга, в том числе и речевых зон.

Важно как можно раньше стимулировать активность ребенка и поощрять его инициативу. Замечено, что 9 из 10 детей с заиканием имеют проблемы с самообслуживанием. Родителям следует учить ребенка выполнять бытовые действия с раннего детства, а не приносить ему нужную вещь по первому требованию.

Заключение

Кроме речевого дефекта, заикание создает ряд психологических проблем. Затруднение общения со сверстниками и учителями ограничивает социальную жизнь и отрицательно влияет на успеваемость в школе. Поэтому очень важно устранить эту проблему еще в раннем детстве, до начала обучения. При правильном терапевтическом подходе 75-80% детей начинает говорить свободно и без запинок. Важно обратиться к специалисту как можно раньше, в этом случае шансы на излечение гораздо выше.

Близкая заиканию проблема — нервные тики у детей. Они возникают хотя бы однократно у каждого пятого ребенка в возрасте 5-10 лет. В некоторых случаях патология требует серьезного лечения. Все о тиках у детей и ситуациях, когда необходимо обратиться к специалисту, читайте в статье по ссылке здесь.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Каков риск патологии у ребенка-билингва?

Ответ: Миллионы детей по всему миру говорят на более, чем одном языке. Билингвальность не вызывает заикания, так как многие дошкольники учат два или более языков и не заикаются. Риск появления заикания у двуязычного ребенка такой же, как и у человека, который говорит только на одном языке. Можно продолжать использовать два языка дома и разрешать их смешивать, что естественно для двуязычных детей.

Вопрос: Если ребенка переучить с левой руки на правую, может ли у него развиться болезнь?

Ответ: Согласно медицинским исследованиям, у 30% переученных левшей развивается заикание. Это связано с тем, что у леворуких людей доминирует правое полушарие, поэтому они плохо воспринимают слова на слух. Во время переучивания искусственно меняют доминирующие речевые центры, что отрицательно сказывается на развитии ребенка. Возникает дополнительный стресс и, как следствие, неврозы, тики, заикание и пр.

Вопрос: Передается ли заикание по наследству?

Ответ: Ребенок может унаследовать предрасположенность к этой патологии. В частности, тип нервной системы как у его заикающегося отца или матери. В этом случае важно избегать провоцирующих факторов и принять меры профилактики.

Вопрос: Можно ли вылечить заикание самостоятельно?

Ответ: В домашних условиях избавиться от речевых проблем довольно сложно. Не стоит прибегать к помощи бабок, молитв и заговоров, лучше обратиться к логопеду или в специализированное учреждение для детей с нарушениями речи. Как дополнение к основной терапии можно использовать специальную литературу (например, Визель Т. Г.), аудиокниги, электронные устройства или программы для людей с заиканием.

Поделиться страницей с другими:
Cc-t1.ru
Добавить комментарий